Поездка в Горный Алтай. Июль 2009г.


Часть I. Подготовка, Онгудай.
Часть II. По Чуйскому тракту до Акташа.
Часть III. По Чуйскому тракту до Кош-Агача, Курайская степь, Актру.
Часть IV. Красные ворота, Кату-Ярык, долина Чулышмана.
Часть V. Узун-Кёль, Улаганский перевал, Семинский перевал, возвращение.

28 июня

Хорошо отдохнув, решаем двигаться назад. Сутра моросит, облачно, не обидно уезжать. По пути решили еще остановиться на Улаганском перевале и озере Узун-Кёль. Собрали вещи и в путь. После себя оставили только мистическое сооружение. Может в недалеком будущем его будут охранять и придадут ему тайный смысл, как это любят делать там. Но это: остов для шатра Тимохе от солнца, под ним камень, который держал автокресло, чтобы наш непоседа не перевернулся. А рядом куча камней — это я соорудил стул.


Страшный и ужасный Кату-Ярык. Как его многие боятся. Стоим на стартовой площадке, общаемся с людьми, которые так же отдыхали на Эзене. Они на легковой машине и ждут ГАЗ-66, который их затащит наверх. Сейчас же он уже кого-то тащит, поэтому мы стоим и ждем, когда он вернется — не очень хочется разминаться на узком серпантине с этим мегапикапом.

Подошел ГАЗ, теперь мы можем забираться. Включаем первую передачу, блокировку межосевого дифференциала и поехали. Первый подъем самый сложный. После дождя тем более — камни скользкие. Поэтому забуксовали в самом крутом месте на двух больших валунах с небольшим количеством размытого грунта. Жена мысленно простилась с тысячей рублей, которую берет ГАЗ за подъем. Но мы же хоть на маленьком, но ДЖИПЕ! Сдаю чуть назад аккуратно, т.к. уклон сильный и можно поехать вниз как на санках, а лететь далеко. Далее снова потихоньку вперед. Снова букс там же… а слева обрыв. Опять сдаем назад, решаю не щадить подвеску на этих валунах и набрать немного быстрей скорость, чтобы проскочить злополучный камень. И получилось! Подкинуло немного на камне, но проскочили! Дальше подъем прошел без приключений — обрыв то слева, то справа :-). X-Trail справился с перевалом на пять с плюсом. И это на летней трассовой резине в дождь!

Фотоостановка где-то на середине перевала.

Петляние дорог Кату-Ярыка и Чулышмана.

Хм… серпантина не боюсь, если надо — прокачусь :-).


Последние фотки на верху и вперед, на 30-километровую мегатряску! Хотя обратный путь всегда короче. Тим избрал единственно верное решение — полностью проспать его.




Вид с дороги от Балыктуюля на Улаган.

Один из самых высоких на Алтае автомобильных перевалов — Улаганский (2080м). С одной стороны видно более мелкие горы, где-то и долина Чулышмана среди них. С другой — белки Курайского хребта. Вокруг перевала видно несколько озер, в которых так красиво отражаются белки Курайского хребта.



Сделали небольшой перерыв на Узун-Кёле (2000м), поняли что здесь тоже можно отдыхать. Но вода холодная, дует ветер, солнце напекает голову за 5 минут так, что можно получить тепловой удар. При кажущейся плоскости озера его глубина достигает 28 метров.

Пообедали в кафе перед очень дальней дорогой. Понравилось то, что рыбу жарят при тебе и ты получаешь ее свеженькой.


Озеро, горы, белки, облака — все сливается.

В 4 часа дня выехали с Улаганской трассы на Чуйский тракт, заправил полный бак и полетели к дому. Решили сделать так: если сильно устанем, то остановимся на какой-нибудь Бирюзовой Катуни. Если нет — едем до Новосибирска. К 9 вечера доехали до Семинского перевала. Купили мед, комус, на котором быстро научились играть. Сама игра на нем, кстати, доставляет не малое удовольствие как играющему, так и слушающим.


Дальше летели, чтобы успеть до наступления темноты проехать максимум. Темнота наступила в Усть-Семе. По пути на бампер собрали всю популяцию комаров Алтая. Заправились и поехали дальше на автомате. Доехали до Бийска, потом степи, в которых нет постороннего света, а из-за этого видно огромное множество звезд на небе. При подъезде к Барнаулу начал чувствовать, что меня укачивает, решил встать на заправку и немного поспать. Поспал 2 часа и поехал дальше. Началась Новосибирская область с туманами на болотах. Когда ночью въезжаешь в образовывающийся туман, то понимаешь, что это один из интереснейших спецэффектов, который можно словить за рулем: полоска тумана петляет вверх, вниз, вбок, поворачиваясь как лист винтом. Как будто едешь на американских горках. Потом ничего не видишь и сразу выезжаешь из него (хотя ксенон не отражается от тумана так, как обычный свет фар), видимость восстанавливается. Но запах у болотного тумана… зато не уснешь.

В Новосибирск приехали в 6 утра, разгрузились и спать. Итого за все дни путешествия пройдено 2200км, получена огромная масса впечатлений, от которых даже накопилась некоторая усталость. А так же было жалко, что, имея машины уже продолжительное время, только сейчас вырвались на Алтай, который, фактически, находится под боком.

После возвращения с Алтая у Тимки в обращении появилось еще несколько частых фраз:
— Здесь где-то рядом Чулышман — говорит Тимоша, когда слышит по близости журчание реки. Видимо хочется побросать те округлые камни в воду.
— Хочу на Узун-Кёль. Без комментариев. Интересно, чем ему так запомнилась получасовая остановка в этом месте? Хотя там невероятно красиво.

« Перед этим…
(Красные ворота, Кату-Ярык, долина Чулышмана)
Вроде все :-)