Поездка в Горный Алтай. Июль 2009г.


Часть I. Подготовка, Онгудай.
Часть II. По Чуйскому тракту до Акташа.
Часть III. По Чуйскому тракту до Кош-Агача, Курайская степь, Актру.
Часть IV. Красные ворота, Кату-Ярык, долина Чулышмана.
Часть V. Узун-Кёль, Улаганский перевал, Семинский перевал, возвращение.

24 июля

Сутра мы были свидетелями образования облаков в районе Акташа. Рядом с горами образовывались облачка, отрывались и поднимались в небо. Вдалеке, в Онгудайском районе, небо черное. Впереди — облачно, но пока без дождя. Из-за того, что все белки скрыты решили ехать сначала в сторону с.Кош-Агач, там пообедать и вернуться назад в Курайскую степь. При благоприятной погоде попробовать проехать на Актру. Так и сделали. Кстати, той вершины, что была вчера видна, сегодня не было из-за облаков. Как будто пустое место между гор.

Подальше от Акташа по дороге небо чуть развеялось. Можно было наблюдать заснеженные вершины Курайского хребта, с. Курай и степи. Хотя на самом деле это не степь, а межгорная котловина, которая находится на высоте около полутора километров над уровнем моря.


Само село Курай и Курайская степь.

А вот Северо-Чуйский хребет был от нас основательно скрыт, жаль.


Через некоторое время внезапно увидели тополиную рощу, совсем не свойственную для этих мест. Горы стали голые и немного красноватые. Плавно переехали на Марс?



Потом горы основательно сошли на нет и началась Чуйская степь (тоже межгорная котловина, находящаяся на высоте 1700-2000 метров). Вечно холодная, с промерзшим грунтом вниз на 100 метров, редкими небольшими озерцами по пути. Облака плавно приближаются к земле, иногда кажется, что их можно достать руками. Из-за сильного ветра здесь даже почти не бывает снега. Впереди уже видна Монголия :-).



Кош-Агач. Село, приравненное к районам Крайнего Севера. Последняя точка, куда можно добраться без пропуска, выданного пограничниками. В селе проживают в основном казахи. Много строений вообще без крыш. Село расположено между несколькими горными хребтами.


Вдали видны белки Южно-Чуйского хребта.

Немного побыли в самом селе и поехали назад в Курайскую степь. На этот раз по пути решили останавливаться в разных интересных местах. Вот, например, озеро в Чуйской степи.


Белоснежные вершины Южно-Чуйского хребта. Где-то там Софийский и Талдуринский ледники, которые мы обязательно посетим в будущем.


Марсианские виды на обратном пути решили запечатлеть более подробно. Место интересное, но очень ветреное.






Небольшой оазис посередине марса.


Доехали до Курайской степи, увидели, что вдали около ледников все еще идет дождь и решили устроить пикник, съехав с дороги на несколько сот метров вглубь степи. Мы здесь под солнышком, а там идет дождь. Для езды по степи клиренса нашего X-Trail всегда хватало, легковушка может поймать камень под днище. Короллу провели до места «вручную», показывая где и какой камень, спрятавшийся в траве, нужно объехать. Есть и дороги, сворачивающие с тракта, можно воспользоваться и ими.



Обитатели всего Алтая — наглые кузнечики, которые летают как жуки и лезут в лицо. Представлены разными цветами, бывают даже как пчелы.

Дождь плавно подбирается к нам, пора переезжать на новое место.


Итак, решили все же попробовать ехать на Актру, не зря же мы здесь. Въехали в Курай, свернули на Кызыл-Таш, подъехали к реке, мост через которую разрушен. Сходу, не исследуя (дорога же накатана), проезжаем и видим, что наши попутчики остановились.
— Издеваешься? — сказал Виталий.
— А что такое?
Выяснилось, что брод насторожил ребят. Что ж, исследуем глубину брода, смотрим как лучше проехать.


В результате река не достала даже до бампера короллы. Не бойтесь бродов! В дальнейшем ребята уже уверенней штурмовали всякие препятствия.


Ехали всегда по накатанной дороге, на одном из ответвлений ушли туда, где не так трясет. Через несколько метров поняли, что уехали не туда. Оставил путешественников на поляне, сам пошел высматривать и узнавать, как проще из этого места добраться до дороги, которая ведет на мост через Чую.


Эта собака — герой. Бежала за нами от поляны пока мы ехали на Актру около 10км. Мы уже и сайру для нее приготовили, но на очередном повороте она прибилась к трем пешеходам.

Игра в футбол в Курайской степи.


Путь найден, пора ехать. Переехав мост через Чую нужно ехать сразу направо. Дорога будет кучу раз разветвляться и сходиться, можно ехать по любой.




Но в одном месте мы все же уехали не туда, и попали на дорогу, которая вела к фестивалю джиперов. Спросили у местных жителей правильное направление, немного вернулись и дальше уже ехали всегда верно.




Исследую странный нехарактерный шум после прикладывания днищем к грунту. Только потом оказалось, что загнулась защита кузова от глушителя и они взаимно терлись. В этот же момент я понял, что тут нет ничего критичного и не напрягался больше по этому поводу.


Вот и подъехали мы к броду через 3 рукава речки Тюте. Место красивое. Лена нашла изогнутую лиственницу и запечатлевала все наши потуги по пути на другой берег. Тим приступил к своему любимому занятию, когда поблизости оказывается 2 вещи: камни и вода.



Итак, мы проходим реку первыми, королла смотрит и за нами. Первый рукав пройден спокойно. Второй — тоже без приключений. Тут подъехала пара на машине типа Калдина и расписала нам третий брод и оставшуюся дорогу. Они не рискнули и поехали на УАЗе местного жителя, визитку которого они нам так упорно хотели дать. Может и вправду доброжелатели, а может и запугивающая реклама. Хотя номера у них были не алтайские. Пробуем третий брод — действительно глубоко, но X-Trail проходит его без проблем. А вот для короллы есть определенный риск. Рисковать ребята не хотят и это понятно, на буксир с заглушенным двигателем тоже, т.к. человек расписал какие пути с мегавалунами начнутся дальше, т.е. смысла нет. Мы хотим сохранить компанию для дальнейшей поездки по Алтаю и решаем разворачиваться и возвращаться вместе. Что ж, доедем до Актру в следующий раз.


На обратной дороге нам уже больше открылись снежные вершины Северо-Чуйского хребта. Было красиво!



Хотели на ночевку остановиться в этой красоте в Кызыл-Таше, но мест уже не было.

По пути в Акташ все-таки застали хоть и частично открытым СЧХ. Массивный, огромный, красивый.


« Перед этим…
(По Чуйскому тракту до Акташа)