Поездка в Горный Алтай. Июль 2009г.


Часть I. Подготовка, Онгудай.
Часть II. По Чуйскому тракту до Акташа.
Часть III. По Чуйскому тракту до Кош-Агача, Курайская степь, Актру.
Часть IV. Красные ворота, Кату-Ярык, долина Чулышмана.
Часть V. Узун-Кёль, Улаганский перевал, Семинский перевал, возвращение.

23 июля

В этот день решили побольше останавливаться на Чуйском тракте для небольших прогулок и осмотра достопримечательностей, т.к. программы «проехать максимум» для нас не стояло. Хотели доехать до Акташа или до Курая. Так же в этот день хотелось увидеть хоть одну снежную вершину.

12 дня, собираемся уже выезжать. Мимо нас проходит местная женщина с мужчиной, и интересуются откуда мы и куда. Немного разговорились. После того, как она узнала, что мы сознательные туристы и всегда увозим за собой не только свой мусор, а так же чужой (точно наболевшая для них проблема), пригласила нас останавливаться в ее гостиницах, которые она сейчас строит. А так же пригласила на праздник «Эл-Ойын» в следующем году. Сам «всенародный праздник» проходит раз в 2 года и будет он в этот раз в живописной долине села Ело. Кто знает, может быть воспользуемся приглашением :-). А пока поехали дальше любоваться красотами Алтая, вдыхая чистейший горный воздух, который много где пахнет разнотравьем и полынью.



Доехали до перевала «Чике-Таман» (плоская подошва). Перевал является памятником природы республиканского значения. Он красив и живописен, как и виды с него. Семинский, хоть и выше, но такого впечатления не производит.





Внизу петляет дорога, по которой поднимаются на перевал.

Виды постоянно меняются за каждым поворотом. Небольшие межгорные котловины приходят на смену узким проездам в горах. Горы постоянно меняют свою конфигурацию с массивной и гладкой на рубленную и на острую многоконечную.


Разнообразие зеленых оттенков.

После с. Купчегень Катунь, оставленная еще в Усть-Семе, ненадолго возвращается на Чуйский тракт. Движение вдоль Катуни по прорубленным проездам в скалах. Когда едешь, кажется, что вершины висят над тобой. Иногда дорога настолько узкая, что 2 широкие машины не разъедутся.



Фотографии слабо передают цвет Катуни. Там надо быть, видеть и слушать…

Надписи на этой скале над Катунью сделаны пальцем или палкой (не терпится русскому человеку оставить о себе никому не нужную запись). Эта скала полностью из песка. Чуть подсыпается и ее сгребают потихоньку, видимо. Из песчаной скалы торчат не песчаные камни, которые падают на дорогу.


Не доезжая с. Малый Яломан, появляются первые прорублены в горах для проведения тракта. Видимо, именно они и называются Бомами. Самый известный бом на Чуйском тракте — Белый Бом. О нем чуть дальше.


Полноправные обитатели Алтая и Чуйского тракта — коровы. Именно из-за них приходится ощутимо подтормаживать перед поворотами и горками, т.к. выезжая в зону видимости можно обнаружить это животное лежащим/стоящим на асфальте. На гудки они реагируют слабо и с небольшой обидой. Чаще приходится их объезжать в образовавшейся между двух коров дырке.




Через несколько километров после Малого Яломана решили сделать небольшой перерыв в красивом месте. С одной стороны Катунь с высоченной горой, с другой — тоже не маленькая гора, идущая вверх ступеньками. Тимочка, любитель полазить по горкам, тут же ломанулся вверх. Пришлось догонять, т.к. спускаться он слегка побаивался (потом прошло) и по пути было некоторое количество колючих растений.


Горка и маааленькие люди на ней.



Вид с середины этой горы. Под горой течет Катунь, но ее отсюда не видно.

Дальше было место, где сливаются Чуя и Катунь. Катунь уходит дальше прямо, а тракт продолжается вдоль Чуи налево. По-идее тракт можно было назвать Катуньско-Семинско-Чуйским, т.к. эти 3 реки в равной степени текут вдоль тракта, но Чуйский — короче :-). Катунь в этом месте, можно считать, только вышла из ледника, т.к. до ее истока (г. Белуха) около 70км по непролазной прямой. Место слияния с дороги трудно не заметить. Крутой поворот налево и обзорная площадка с беседкой — чем не место для остановки… Можно так же подъехать и ближе по другой дороге, поворот с тракта на которую находится чуть дальше.

Само слияние, на котором видно разность цвета воды.


Далее продолжается объединенная река, которая еще долго течет двуцветной — мутные белесые воды Катуни и грязно-коричневые воды Чуи.

Островок, на котором останавливаются многие, кто едут по Чуйскому тракту. Подъезд туда по подвесному мосту над Катунью.

Кое-как договорились, что бросать камушки вниз с обрыва можно только под страховкой за штаны.

Неоновый лишайник, цвет которого на фото не передать.


Круги из травы непонятного происхождения. Больше нигде не видели.


3 орла подрались из-за чего-то. Снять удалось только оконцовку, но кувыркались в воздухе они эффектно.

Алтаец недалеко от с. Иня показал нам гору, в которой можно, приглядевшись, увидеть коня и грустное лицо человека.

Овечки ничем не отстают от коров в пофигизме к автомобилям.

Подъехали к месту, которое называется Белый Бом. Это огромная скала из белого известняка. До постройки современного Чуйского тракта это было самое узкое место, в котором не могли разминуться даже 2 встречных вьючных лошади. Поэтому поступали так. Подойдя к Белому Бому путник должен был оставить лошадь, а сам пройти до противоположного прохода, где оставлял свою шапку в знак того, что тропа занята, и он по ней будет сейчас ехать. Своеобразный семафор. В настоящее время по дороге запросто разъедутся два камаза.


Т.к. наши попутчики уже немного подустали, то дальше до Акташа решили ехать без остановок. Не получилось. По пути встретили красивый водопад «Ширлак» («Девичьи слезы») с красивой легендой, который находится на реке Текту (Айгулакский хребет).


Чтобы дойти до водопада нужно от дороги подняться в гору, перепрыгнуть речку и еще подняться по более крутому склону.


Водопад падает с высоты более 10 метров, разбиваясь о камни, поэтому в воздухе парят мелкие капельки воды, очень приятное ощущение.


Онгудайский район сменился на Улаганский, которым всех запугивают. За время пребывания в нем ничего плохого с нами не случилось, только хорошее. К с. Акташ подъезжали уже вечером, поэтому начало понемногу темнеть.

Картинка прям из Need for Speed. На подъезде к Акташу.

Приехав в Акташ, расспросили местных жителей про гостиницы. Предлагали и дом без горячей воды, и квартиру в двухэтажном доме, но без парковки. Посмотрев все, решили остановиться в гостинице, в которой есть и душ с горячей водой и все удобства за 400р. с человека.

Но как же наша мечта на сегодня увидеть белоснежные вершины? Расспросили администратора далеко ли ехать до первого вида на вершину, оказалось «буквально за поворотом». Друзья располагаются в номере и не очень хотят в этот день ехать дальше. Мы же, предчувствуя ухудшение погоды и, видя куда несет облака, решили проехать эти 7—10км. И мы это увидели! Вот оно!



Ощущения не передаваемые. Фотографии могут помочь вспомнить, но никак не могут передать всей картины. Раньше никто из нас не видел подобных пейзажей, хотя гор повидали достаточно. А на завтра… завтра этой вершины уже не было видно из-за низких облаков.

« Перед этим…
(Подготовка, Онгудай)