Поездка в Горный Алтай. Июль 2009г.


Часть I. Подготовка, Онгудай.
Часть II. По Чуйскому тракту до Акташа.
Часть III. По Чуйскому тракту до Кош-Агача, Курайская степь, Актру.
Часть IV. Красные ворота, Кату-Ярык, долина Чулышмана.
Часть V. Узун-Кёль, Улаганский перевал, Семинский перевал, возвращение.

Все фотки кликабельны. В увеличенном варианте передают гораздо больше красоты. Размер большого изображения в среднем 150кб.

Поездка в Горный Алтай планировалась давно. Возможные маршруты подготавливались за 2 недели до поездки. В итоге запланировали небольшую обзорную экскурсию по Алтаю: Чуйский тракт до Кош-Агача (отсюда остаются считанные километры до Монголии, но дальше необходим пропуск), перевалка Актру с возможным подъемом на ледник, перевала Кату-Ярык с возможной поездкой на юг Телецкого озера, которая пока не осуществилась.

Изначально планировали ехать сами и чуть позже, т.к. выжидали хорошую погоду. Но выяснилось, что наши друзья тоже собрались на Алтай на Toyota Corolla и выезжать решили на 3 дня раньше. Прогноз погоды на это время был не очень хорошим, но решили, что вместе ехать лучше, тем более на Алтай мы едем первый раз, не считая моих пеших прогулок от Черги до Усть-Семы ночью несколько лет назад. Пока были на Алтае, с погодой более-менее везло (с поправкой на нынешнее холодное и дождливое лето). Ливней не было, сильного холода тоже, но ночи были прохладные.

Экипаж каждой машины состоял из двух взрослых и одного ребенка (3.5 и 2 года). Наш Тимка (3.5 года) очень любит путешествия и как только мы пересекаем черту города он легко может ехать в своем кресле 500км без остановок. Нравится мальчишке наблюдать за мелькающим разнообразием, разговаривать, читать стихи. У ребят ребенок в кресле не любит сидеть, отчасти из-за этого накапливается сильная усталость у того, кто за ним следит в машине, усиливающаяся тряской в некоторых местах путешествия.

22 июля

Итак, на утро среды запланировали выезд. В 6:30 отъехали от Академгородка в дождь (день после разрушительного урагана в Новосибирске). Через несколько километров от Новосибирска погода стала уже хорошей — на небе обилие белых облаков, на улице комфортная температура, это радовало. В этот день собрались доехать до Семинского перевала.


Ориентироваться при поездке на Алтай очень легко, нужно только перед Барнаулом не проскочить поворот на эстакаду на Бийск. В остальном дорога вся хорошая и прямая.

Как только показалась Катунь стало уже хорошо :-). Вообще я еще не видел до этого рек с таким цветом воды. При том в разные сезоны он разный.

Остановились ненадолго при въезде в республику Алтай, чтобы отдохнуть, заодно детишки побегали. В аиле местного тур. агента купил книгу-путеводитель по Горному Алтаю издательства «Полиглот». Книга оказалась весьма полезной и, как выяснилось позже, стоила на 10р. дешевле, чем в Новосибирске.

Катунь и псевдо-горный алтай. В роли горы - облако.


Вести машину по Алтаю приятно — часто меняются ландшафты, постоянно наблюдаешь за красотой, обрывы над Катунью. Все это впечатляет и снимает усталость, которая немного накопилась за долгий переезд мимо длиннющих полей Бийска. Доехали мы до Семинского перевала и поняли, что летом здесь особо делать нечего. Высота, на которой находится верхняя точка перевала впечатляет, прежде всего, самочувствием — опьяняющее ощущение. Позже мы к этому привыкли и на самом высоком перевале Горного Алтая, Улаганском, ничего подобного не почувствовали… так, немного уши закладывало. Было принято решение ехать дальше, на сколько позволяют дети, но так, чтобы оставалось время еще и побегать. На спуске с перевала идут дорожные работы. Вообще Чуйский тракт сейчас представляет собой ровное полотно почти на всем протяжении.

Доехали до Онгудая. Место красивое, 860 метров над уровнем моря, здесь и решили остаться. В палатке с детьми ночевать вариант отпадал изначально, поэтому искали гостиницу. С помощью отзывчивых и доброжелательных местных жителей (да-да!) нашли ее быстро. Вообще, поселок интересный. Ранее мы думали, что если в центре обычных домиков стоит отделанное сайдингом большое здание, то это гостиница для туристов или что-то в этом роде. Так мы к одной и поехали по внешнему виду. Оказалось это здание суда. И так по всему Алтаю — если видишь фешенебельное здание, то это одно из: налоговая, прокуратура, суд, казначейство.

Вид от гостиницы на горы и новые дома по другую сторону Чуйского тракта.

Сама гостиница, нам понравилась.

Расположились, поужинали и решили разведать здешние места. Сначала съездили на гору, с противоположной стороны тракта. Забраться на нее можно, но не хотелось в этот день. Стали искать поляну для отдыха. Нашли на противоположной стороне, не доезжая до Онгудая. Встретили местного жителя, приятно с ним было поговорить. Сказал, что если б пришли чуть пораньше, то покатались бы на его лошадях, а так он увел их уже. Разговорились с ним про местные красоты. Общее мнение алтайцев, почему не любят туристов в тех районах — после них много мусора и грязи. Это было высказано не один раз на протяжении нашего пребывания на Алтае и ни одним человеком (не уж то так трудно за собой забрать мусор в пакетах?). Красивейшие Шавлинские озера, со слов этого алтайца, плавно превращаются в свалку…

У взрослых разговоры, любования красотами, воздухом. А у детей — футбол!

Эх… высокая трава, равнина без единого бугорка и ни одного клеща :-)

Коровы на Алтае преимущественно рыжие… (так, наблюдение)